Воскресенье, 05.05.2024, 23:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Хаптагайской школы

Меню сайта
Категории раздела
Ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Ориентиры школы 21 века – культура, духовность, образованность» (25 августа 2000 г. с. Майя)

Тема нынешнего совещания «Ориентиры школы 21 века – культура, духовность, образованность» позволяют сегодня мне говорить о гуманизации образования.

Современная концепция образования в РФ предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Превыше всего должны ставиться интересы каждого конкретного человека, личности. Ведь недаром, многие ученые говорят и пишут, что 21 век – век гуманитарный, век гуманизации общества. Поэтому тема гуманизации общества очень актуальна сейчас.

Задача современной школы – готовить выпускника – личность, готовую к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решение по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам. Значительную роль в реализации такой цели призвано сыграть гуманитарное образование, вооруженное гуманистическим потенциалом памятников мировой культуры, литературы, истории, искусства и языка. Оно сумеет восполнить образовавшийся в обществе вакуум духовности, повлиять на ценностную ориентацию личности и направить реальное поведение человека.

Итак, как остановить процесс дегуманизации и деформации общества? Как построить нам цивилизованное будущее?

Я вижу такие действенные шаги к гуманизации образования в нашем улусе на данном этапе:

1.      Гуманность учащихся в наших школах должна формироваться, прежде всего, через гуманитарные дисциплины. В учебные планы школ обязательно (независимо от варианта обучения) должны быть включены такие предметы, как якутская национальная культура, русская национальная культура, мировая художественная культура, помимо якутской, русской литератур еще и зарубежная литература, искусствоведение, культурология. Уважаемые директора! Уделите хотя бы по мизеру часов и только тогда, на мой взгляд, постепенно произойдет то соприкосновение с общечеловеческими культурными, нравственными ценностями, формирующими философское мировоззрение наших детей.

2.      Преподаватели этих дисциплин должны перестроить свое мышление. УУО, ИПКРО должны организовать курсовую подготовку этих кадров (как я знаю, учителя МХК, РНК, ЯНК, культурологии несколько обделяются в этом плане).

3.      Поднять информационное образование на новый уровень. Нынче все школы оснащены современными компьютерами – за что спасибо, конечно, нашему министерству. Так вот, информационно-технический Центр УУО должен сделать упор на программное обеспечение по предметам. Мы вступаем в 21 век. Пора каждой школе подключиться к сети «Интернет», которая станет одним из основных ключей для сельских школьников к мировой общечеловеческой культуре.

4.      Я уверен, что большинство директоров школ не могут сегодня похвастаться  своими богатыми библиотеками. Поэтому надо обогатить и обновить устаревшие библиотечные фонды. Каждый учебный год мы, слава богу, получаем еще бесплатные учебники и некоторые подписные издания. Но этого, согласитесь, мало. Давайте привлечем вновь созданные и создаваемые при школах Попечительские Советы на это дело. И пусть УУО изыщет дополнительные средства, источники для централизованного пополнения книжных фондов библиотек энциклопедическими, словарными, художественными изданиями.

5.      Предоставить учащимся свободу выбора предмета (это для углубленного или профильного обучения), выбора учебников, программ, срока времени обучения, в будущем даже технологии, методов, форм обучения. Не надо забывать, что демократичность обучения – это одна из основ гуманизации. Заострить внимание на личности ученика, на учете его индивидуальных возможностей, способностей.

6.      Мы, учителя, выполняем социальный заказ общества, родителей. Поэтому, родители сами должны в полной мере привлекаться к учебно-воспитательному процессу, должна повыситься их роль в школе. Они (со своими детьми) должны выбирать каждый будущее своего ребенка, участвовать вместе со школой в составлении траектории его ближайшего и дальнейшего развития. Возможно подписание с ними контракта с указанием их прав и обязанностей, форм и методов обучения и т.д. Это мобилизовало бы родителей на более тесный контакт со школой.

7.      Воспитание. Это очень большая, обширная тема, поэтому скажу лишь одно. Еще великий В.И. Даль определил «образование как образование ума и образование нравственности». Образование ума есть интеллектуальное развитие человека. А образование нравственности есть воспитание. А воспитание детей без родителей (только в школе) – невозможно – и это доказывает необходимость предыдущего суждения о тесном сотрудничестве с родителями.

8.      Надо категорично отказаться и отказываться от авторитарного стиля в школе, отходить от традиционного обучения к новым демократическим, личностно-ориентированным технологиям. А хороших передовых методик и технологий много, я думаю, каждая школа сумеет в программу своего развития найти подходящую, исходя из своих особенностей, возможностей, потребностей.

9.      И последнее. Не забывайте, что проповедником гуманности является сам учитель, фактор учителя. И, как сказал Шалва Александрович Амонашвили, «учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он может тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту». А я добавлю и гуманность!

Категория: Мои статьи | Добавил: haptagai (06.04.2009)
Просмотров: 986 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск